Кирпич vs газобетон

Более десяти профильных ассоциаций приняли участие в конференции «Отрасль строительных материалов: точки роста в 2020», организованной «Национальным объединением производителей строительных материалов и изделий» (НОПСМ) в рамках деловой программы выставки BATIMAT RUSSIA 2020. Интересная дискуссия развернулась на конференции вокруг стеновых материалов, составляющих основу строительства.

Примечательно, что одна из подотраслей — производство автоклавного газобетона, которая возникла сравнительно недавно, находится сейчас на подъеме. А вот старейшее производство керамических стеновых материалов, в том числе кирпича, переживает не лучшие времена. Однако и для тех, и для других главной задачей в нынешней непростой экономической ситуации стала борьба за сокращение издержек.

Газобетон — в массы.

Директор Национальной ассоциации производителей автоклавного газобетона Глеб Гринфельд не преувеличил, назвав автоклавный газобетон основным стеновым материалом современности. За последние двадцать лет его доля на рынке стеновых материалов выросла с 6% почти до 50%. Он стал самым массовым материалом каменной кладки для внутреннего слоя несущих ограждающих конструкций. А если из числа стеновых материалов вычесть материалы для облицовочной кладки, то на долю газобетона придется примерно 2/3 рынка. Правда, после 2015 года, когда было произведено рекордное количество автоклавного газобетона — около 13 млн кубометров, выпуск продукции снижался в течение трех лет (общее сокращение объемов производства составило 10%). Однако в 2019 году спад был преодолен и по сравнению с 2018 годом наблюдался прирост в 8%. Число газобетонных заводов перевалило за семьдесят.

Если макроэкономический фон сохранится (что, конечно, не факт), то к концу 2020 года производство автоклавного газобетона вновь сможет подняться к уровням 2015 года. Надо отметить, что больше половины этого материала предназначено для ИЖС и блокированной жилой застройки. Как считает Глеб Гринфельд, благодаря тому, что газобетон является самым дешевым стеновым материалом, он в ближайшие годы останется основой рынка стеновых материалов.

Средняя плотность автоклавного газобетона снизилась с 520,6 килограмма в кубометре в 2012 году до 508 килограммов в 2019 году. Однако вопреки ожиданиям производство автоклавного газобетона низких плотностей марки D200 и D300, предназначенного в основном для теплоизоляции, не получило развития. Неуклонно снижается и производство армированных газобетонных изделий (плит, панелей, перемычек), которые в советское время были основой применения газобетона в стране. Главным материалом на рынке стал автоклавный газобетон марки D500, поскольку он не очень требователен к качеству сырья. По словам Гринфельда, его производят как трехлинейку или автомат Калашникова, простой и неприхотливый продукт завоевал свое место на рынке благодаря сравнительно невысокой цене — 3866 рублей за кубометр (2019 год).

Кирпичный кризис

Самая тяжелая ситуация сложилась с производством керамического кирпича. Как рассказал директор Ассоциация производителей керамических стеновых материалов Владислав Геращенко, в 2019 году обанкротились и закрылись около 50 предприятий, в стадии банкротств и продажи сейчас находится еще несколько заводов. Причем если в период предыдущего кризиса 2008-2009 годов в основном закрывались старые заводы, которые были построены еще в советское время и стали неконкурентоспособными, то последние пять лет закрываются заводы, построенные совсем недавно и работавшие по современным технологиям. На строительство этих заводов предприятия взяли кредиты, но в связи с ухудшением экономической ситуации и сокращением потребления продукции не могут за них расплатиться.

По этой причине в Тверской области закрылся, например, достаточно новый Верхневолжский кирпичный завод. Не может выплачивать кредиты и продается завод «Амстрон» в Башкирии. В прошлом году кирпичные предприятия немного приободрились в связи с введением проектного финансирования, когда строительные предприятия стали докупать кирпич для достройки многоквартирных домов, но кардинально ситуацию в отрасли это не изменило. Особенно просело производство лицевого кирпича. Это произошло из-за увеличения доли вентилируемых фасадов, плиточных и других технологий, в которых отделка наружных стен не связана с использованием кирпича. При использовании этих технологий не требуются профессиональные каменщики, что удешевляет стоимость фасада и экономит время на выполнение фасадных работ.

Вся надежда сейчас на частников, хотя они тоже прекрасно понимают, что среди стеновых материалов кирпич один из наиболее дорогих. Значительное количество керамических строительных материалов идет сегодня на частное и малоэтажное строительство, но его объемы не показывают значительного роста из-за ограниченной покупательной способности населения. Сегодня чаще строят легковозводимые каркасные дома. В свою очередь кирпичники стараются исправить ситуацию за счет выпуска новых, более экономичных продуктов. Достаточно неплохо расходятся крупноформатные блоки. Строители понимают, что этот материал отвечает всем сегодняшним требованиям с точки зрения скорости и удобства кладки, выполнения объемов работ. Улучшить экономику их производства удается исключительно за счет увеличения пустот в блоках. Например, вместо многих мелких щелей в блоке делается четыре крупных. Эти пустоты могут быть заполнены минеральной ватой, перлитом.

Снизить себестоимость производства кирпича можно, снизив затраты на его перевозку. Сейчас для этого зачастую используются грузовики с допустимой нагрузкой на ось до 20 тонн, но из-за разрешенной массы до 12 тонн, эти дорогостоящие автомашины возят наполовину воздух, что значительно удорожает стоимость кирпича. Решением проблемы мог бы стать экспорт. В 2017-2018 годах кирпичники предпринимали попытки реализовать свою сравнительно недорогую продукцию в Финляндии и Германии. Но представители местного бизнеса грудью встали на защиту своего рынка, и дальше нескольких контрактов дело не пошло. Другая причина состоит в том, что из центральных районов страны кирпич возить не выгодно — если предприятие не находится в приграничной области, то логистика «убивает» экспорт.